Павел Фахртдинов
Интервью


***

Причастные к тонкой материи

Сайт "mediaзавод"

24.10.2011

Павел Фахртдинов и Борис Плотников подарили челябинцам много хорошей музыки.

В нашей области появляется все больше людей, которые не сетуют на засилье низкокачественной музыки, а сами организуют концерты, приглашая хороших музыкантов. Эти концерты легко проворонить: афиш по городу не расклеено, билетов в общегородской сети нет, анонсов в маленьких цветных журнальчиках – тоже. Но есть сарафанное радио, сообщества в социальных сетях, посвященные предстоящим концертам, и есть наш сайт medizavod.ru, который старается отслеживать если и не все, то хотя бы часть «неформатных» событий.

Таким событием стал приезд в Челябинск молодого автора и исполнителя Павла Фахртдинова. В Доме Архитектора Павел выступал не один, а вместе с Борисом Плотниковым, одним из лучших губных гармонистов России.

Сложно сказать, к какому стилю принадлежит музыка Павла. На мой взгляд, она ближе к року, чем к авторской песне в традиционном ее понимании. Начав концерт с «Тишины», Павел надолго расстался с Борисом Плотниковым, чтобы спеть «несколько не самых веселых песен». Хотелось высказать все, что наболело. Жесткие, порой яростные песни и стихи потребовали усилий не только от артиста, но и от публики. Те, кто остался, были вознаграждены вторым отделением концерта, где прозвучали самые известные песни, принесшие Фахртдинову популярность: «Минус десять», необыкновенно лиричная «Колыбельная для Веры и Нади», «Босса-нова», «Пока играет джаз» и другие. Губная гармошка Бориса Плотникова придала композициям приятный блюзовый оттенок, а в те моменты, когда она солировала, можно было испытать кайф, знакомый любителям джазовых концертов.

Когда все закончилось, мы немного поговорили и с Павлом, и с Борисом.

Павел Фахртдинов: «Я себе говорю: не парься»

- Ваш отец – автор и исполнитель Марат Фахртдинов. Стало быть, вы выросли в атмосфере авторской песни?
- Нет, я рос на диком смешении разных музыкальных стилей. Папа мне все детство пел песни, как свои собственные, так и Визбора, Окуджавы. Мог спеть что-то из «Машины Времени» или «Аквариума». То есть я с самого детства слушал и рок, и авторскую песню. Во мне все смешалось, и сейчас это, безусловно, отражается на моих песнях.

- Вы не стараетесь придерживаться строго определенного стиля.
- Считаю, что я вообще не должен об этом думать. Я себе говорю: не парься. Делай, что должен и будь, что будет. Мне кажется, это важно.

- Как вы стали сочинять песни?
- Совершенно стандартно. В пубертатном возрасте, когда у подростка все болит, весь мир не такой, как тебе нужен, и ты не такой, как нужен миру.

- Многие начинают писать песни, но немногие потом связывают жизнь с творчеством.
- Чем дальше, тем сильнее я понимал, что музыка – это то, что меня интересует больше всего на свете. Причем музыка в глобальном смысле, а не только сочинительство или исполнение. Разная, большая и маленькая, мэйнстримовая и андеграундная. Мне просто хочется быть причастным к такой тонкой материи, как музыка.

- Вы довольно часто выступаете на «Квартирниках у Гороховского». Расскажите, что это за человек?
- На Диме Гороховском держится значительная часть культурной жизни Санкт-Петербурга. Люди, подобные ему, поддерживают гармонию в этом мире. Денег на квартирниках Дима практически не зарабатывает. Со временем сложилась такая ситуация, что у него не брезгуют, а даже порой и просятся выступить довольно матерые люди – Юрий Наумов, Ольга Арефьева, Серега Калугин.

- Это действительно его квартира?
- Да, он живет там вместе с котом. Туда, конечно, невозможно просто прийти водки попить. А на концерт – пожалуйста. Существуют определенные правила: снимать обувь, не приходить в свинячьем состоянии, не распивать спиртные напитки, приносить что-нибудь к чаю. Атмосфера там очень теплая.

- В каких городах существуют квартирники?
- Довольно много где есть концерты, именуемые «квартирниками», хотя по сути это просто маленькая сцена. Вот в Самаре есть «квартирники без квартиры». Они и свободные, и вместе с тем артисту сложно их играть. Все глаза перед тобой, и если ты не честен, соврал или сфальшивил, это моментально будет замечено.

Борис Плотников: «Мотивированному студенту педагогика не нужна»

- Борис, ни один из известных мне харперов (губных гармонистов) не начинал свой путь в музыку с этого инструмента. Так было и в вашем случае?
- Я поначалу играл на гитаре, не видя это своей профессией. Когда поступил на биофак (УрГУ), мне стало категорически не хватать времени. Услышал на записях у Умки как играет Кожекин, купил губную гармошку и стал с собой таскать. А что такое биофак? 45 минут лекция, пять минут перемена. Я на каждой перемене занимался. Преподаватели куда меня только ни обещали засунуть поначалу! В Екатеринбурге я знал всего лишь двух человек, играющих на губной гармошке, и через полтора года я превзошел их обоих. Губная гармоника – инструмент, идеально соответствующий мне. На нем можно играть, где угодно. Еду в машине, стою в пробке – занимаюсь. Еде в трамвае, если народу не много – занимаюсь. Жду поезда в метро – занимаюсь.

- В Нидерландах вы давали мастер-класс по импровизации на губной гармонике. А сами нигде не учились?
- Я занимался сам, брал в Москве уроки у Александра Братецкого, Михаила Владимирова. И плюс я активный пользователь Интернета, а там очень много информации, просто нужно знать, кого спросить. Я до сих пор не вполне верю в педагогику. Считаю, что она актуальна только для немотивированной аудитории. Мотивированному студенту не нужен преподаватель, он все сам найдет. Ему нужно будет десять минут на общение со знающим человеком, чтобы получился результат. Я до сих пор над теми заданиями, что дал мне Говард Леви больше года назад, думаю и работаю. Парадокс в том, что сейчас я сам веду класс в Свердловском музыкальном училище. У моих студентов будет диплом: «исполнитель эстрадного оркестра (губная гармоника)».

- Интерес к инструменту растет?
- Безусловно. В 2000 году, когда я начал заниматься, был информационный вакуум. Теперь же ребят привлекает не только общедоступность информации, но и концерты губных гармонистов. Ключевой момент – чтобы человек задумался: ух ты, есть губная гармоника, может быть, стоит попробовать? А найти преподавателя не так тяжело. Я даю уроки по скайпу без проблем по всей России.

- Чего бы вам хотелось достичь?
- Чтобы концертная деятельность стала основной, но играть при этом хорошие концерты – не шансон и не попсу. Пока чтобы заработать, приходится много преподавать и модернизировать гармоники. Я делаю апгрейд – они становятся гораздо более герметичными и уже не имеют никакого отношения к тем инструментам, что производятся серийно.

Олеся Горюк, http://mediazavod.ru.


***

«Долго в Воде, Потом Раз – и Выныриваешь» - поэма о поиске света

Интервью с сайта www.omusic.com.ua

"В середине осеннего сезона – 9 октября 2011 г. – был квартирник в Шайкином дворе, город Симферополь. Я пришла пораньше. Калитка не заперта. За ней – зеленый двор в цветах и фонариках. На скамейке сидел очаровательный парень. Мы познакомились. Его зовут Паша. Сегодня он будет выступать. Подходили люди с рюкзаками – последние крымские туристы. Место для выступления украсили светящимися звездами, которые внесли свою долю волшебства в этот вечер.
К выступлению готовилась и крымская певица Йолочка. Она открыла концерт нежными проникновенными песнями. Но основой программы был Павел. Его песни разные: одни шутливые, другие – до слез жизненные. В них много Бога и Человека.

– Как бы ты представил свое творчество инопланетянам?
– Музыка со смыслом. Музыка Земли со смыслом.
– С чем можно сравнить эту музыку?
– С гитарой. Не знаю, поймут ли они, что это такое. И… сердце.
– Что такое сердце?
– Сердце – то, что создало и нас, и вас, дураков инопланетян. Хотя вы сами об этом не знаете.

– Вначале пишутся тексты или музыка?
– Нет рецепта. Иногда пишется сразу и то, и другое. Иногда – просто садишься и просто играешь. Иногда есть музыка и нет текста. Иногда есть текст и нет музыки. Все спонтанно. Это лишний раз подчеркивает, что ты не нашел рецепт. Как только ты его найдешь, стоит задуматься, расстраиваться или радоваться. Рецепт упрощает обновление программы, но это, вероятно, будет влиять на качество текста.

– В марте этого года ты записал альбом «B Долго в Воде, Потом Раз – и Выныриваешь» и презентовал его в Москве. Расскажи о презентации и об альбоме.
– Презентация прошла… тогда казалось, что сумбурно, сейчас я понимаю, что все естественно. Что касается качества звука и количества людей, то все было, как и ожидали. Людей пришло чуть больше. Гости были молодцы. Про альбом не знаю что и не знаю как рассказать. Точней, не знаю, как коротко о нем рассказать.
– Есть какая-то основная песня?
– Нет. Потому что это был бы сборник песен, а хотелось сделать что-то концептуальное. От первой ноты, до последнего штриха оформления.
– Все песни взаимосвязаны между собой? Это как сборник рассказов?
– Это не сборник рассказов. Это, безусловно, не роман. Это поэма, повесть, о поиске света.

– Есть ли какие-то люди, которым ты адресуешь песни?
– Я – конкретный адресат. Все песни я пишу из себя, про себя. Потом я уже могу придумывать, что эта песня повещена моей жене; или на сочинение этой песни повлияла моя жена, или ты, или какое-то событие. Сначала пишется письмо. Адресат ставится потом.
– Обычно письмо пишется кому-то конкретному…
– Поскольку каждый человек пишет про себя и из себя, то он пишет и для себя.
– Если перевести это в жизнь, то можно сказать, что абсолютно все человек делает для себя?
– Безусловно. Каждый все делает для себя. Если человек спасает тонущих детей, то первый импульс у него – отнюдь не спасти детей. Он знает, что если он не спасет детей, то потом жить не сможет. Поэтому каждая вещь делается для себя. И светлая бескорыстная любовь к человеку, к другому земному существу – это прекрасно. Но надо понимать, что все это происходит потому, что человек не может по-другому. Монахи или священнослужители, которые творят большое число добрых дел для других людей, для себя, они не могут по-другому.

– Возвращаясь к земному. Где ты выступал за рубежом?
– Я выступал в Америке, Европе. Вот в Украине. Это ж тоже заграница теперь. Таможенную бумажку надо заполнять? Надо.
– Как тебя принимали?>
– В зависимость от того, как отыграю концерт.
– А русскоязычные тексты им понятны?
– Там все русские. В Америке и Германии на концерты ходят в основном русские люди. Американцам это не интересно. Разве что с точки зрения экзотики.

– Что ты можешь сказать о состоянии современной музыки в Украине и России?
– С музыкой ничего не происходит. С музыкой во все времена ничего не происходило. Что-то может происходить с теми, кто пользуется этой музыкой. Может происходить с людьми, которые слушают пользователей этой музыки. А талантливых людей было много всегда и везде, во все времена.

– Что бы ты хотел получить в подарок?
– Я ничего не хочу получить в подарок. Это самое правильное, потому что, если ты ничего не хочешь, самая незначительная вещь, которая к тебе приходит, воспринимается с радостью. Надо хотеть человеком оставаться и Царствия Божего. Но это в подарок не получишь. Это надо как-то заработать.

… без выводов и дополнений. Слушайте. Ищите. Постигайте."

Автор: Татьяна Авдашкова. 12.10.2011
www.omusic.com.ua


***

Концерт Павла Фахртдинова в «Шайкином дворе»

Отзыв о концерте на сайте www.bardland.net

Вот оно и произошло — огромное событие: в Симферополе в «Шайкином дворе» вчера прошел концерт Павла Фахртдинова. Необыкновенно талантливый и солнечный человек. Наверное впервые, народ пришедший на концерт, так активно не хотел расходиться, не взирая на отправляющиеся поезда и автобусы. Два часа общения с интереснейшим человеком нового поколения оставили солнечный лучик в душе каждого слушателя.
Завтра его концерт в Одессе. Одесситы не пропустите встречу, которая вам запомниться на всю жизнь!

Наталья Шайкина, 11 октября 2011 г.
http://www.bardland.net


***

Павел Фахртдинов между тем, что было, и тем, что должно стать

Интервью с сайта "Наш НеФормат"

"Я начал слушать новые песни Павла Фахртдинова, и понял, что мне их очень сложно слушать, и порой страшно даже. Почему так? От того, что в них всё так гармонично? Может быть, из-за такой их идеальности? Я комплименты говорю, но мне представляется, что это очень уравновешенные песни. И в то же время в них слова толпятся, очень много информации в этих песнях. Даже, может быть, не в словах, а в исполнении".

Весь этот монолог я, не сдержав нахлынувших эмоций, произнёс прямо перед Павлом Фахртдиновым. После чего он, улыбаясь, сказал: "А вопрос?" Вопроса тут, конечно, не было, были впечатления от вставшего передо мной произведения искусства, которое само по себе - и жгучий вопрос, и насущный ответ. Не факт, что всё так и есть с песнями того человека, чья фамилия значит "несущий свет", но послушав все песни альбома от первой до последней, определённо понимаешь, что да: долго в воде, потом раз - и выныриваешь, потому что...

Читать полностью на сайте www.nneformat.ru


***

"Почему Павел Фахртдинов не любит шансон?"


Студенческая газета "Молодежь Татарстана", 29.07.10

«Я делю авторов на два типа – это пылесос и колодец»


Ни бард, ни шансонье, ни рокер – Павел Фахртдинов не любит клеить ярлыки на свои песни. Он просто пишет – от души и для людей. Несмотря на свои 28, он лауреат множества фестивалей, в том числе Грушинского и «Петербургский Аккорд».

Павел хоть родился и живет в Москве, но в столице Татарстана бывает часто. Недавно у него состоялся концерт в одном из казанских клубов. К тому же его песней – «Поезд идет до Казани» – открылся в нашем городе последний фестиваль «Сотворение мира». Вообще к Казани у молодого человека особое отношение – он наполовину татарин и хорошо знаком с местной культурой.

Кстати, мало кому известно, но в детстве Павла в буквальном смысле заставляли заниматься музыкой. В одном из своих интервью он признался, что его было не затащить на занятия скрипкой – в музыкальную школу водили, что называется, из-под палки. Но все изменилось, когда музыкант пришел в мир авторской песни. Об этом и не только Павел рассказал в интервью «МТ».

– Меня многие спрашивают, есть ли в моей родне татары, ведь Фахртдинов – типично татарская фамилия. В переводе с арабского она значит «несущий свет», – с ходу начал Павел. – Действительно, все мои родственники по отцу – татары. К сожалению, сложилось так, что я с ними практически не общался и не общаюсь.

– То есть не сможете похвалиться знанием татарского языка?
– Не смогу. Понимаете, чтобы разговаривать или понимать тот или иной язык, нужно постоянно на нем говорить, общаться, внимать. У меня же, к сожалению, такой возможности особо никогда не было. В Москве, конечно, много татар, но большинство из них общаются на русском. Гуляя по Казани, я буквально заслушивался татарской речью. Чувствуется, что жители города любят свой родной язык и говорят на нем. И это прекрасно!

– Ваш отец Марат Фахртдинов – талантливый певец. Какое влияние он оказал на ваше становление как артиста?
– Хоть папа и не пишет стихов, а только исполняет, его влияние на меня было велико. Я вообще считаю, что развитие личности проходит в три стадии – это гены, родители и общество. И от этого никуда не уйти. За то, что мы имеем, мы всегда должны быть благодарны предкам.

– Нет желания внедрить в творчество татарские мотивы?
– Я думал об этом и пришел к выводу, что это было бы очень здорово. Причем мне хочется внедрить не только татарские мотивы, а вообще национальные. Но скажу сразу: включать в творчество татарские или какие-либо другие темы просто так я не собираюсь – для меня важно, чтобы это было к месту. Так что я буду только рад, если сочиню такую песню, где татарские мотивы будут логичны.

– С творчеством казанских музыкантов знакомы?
– В целом, да. Я в курсе того, что творится на музыкальном рынке вашего города. Но вот кто мне особенно нравится, так это Екатерина Болдырева. Она не просто превосходный музыкант, это человечище! Кстати, в последнее время я начал делить авторов на два типа – это пылесос и колодец. Авторы-пылесосы всасывают тематики и выбрасывают наружу уже готовые песни. Колодцы же, наоборот, копаются в себе, пишут о себе, о своем внутреннем мире. Я причисляю себя как раз к таким авторам.

– Значит, вот какая музыка вам нравится…
– Не только такая. Мои музыкальные предпочтения – это просто гигабайты, терабайты музыки. Я слушаю абсолютно все, что перечислять не имеет никакого смысла.

– Говорят, что классические, академические музыканты очень критичны в музыке?
– Да, так оно и есть, наверное. Если подумать, то мне, например, не нравится шансон. Считаю этот жанр самым плохим из имеющихся. Это ужасная музыка! Потому что ее мотивы изначально неискренние. Человек пишет, чтобы заработать денег, а не из желания творить. Существует еще огромное количество рок-групп, которые живут по такому же принципу, и это очень прискорбно.

– А то, что вас самого называют бардом, не обижает?
– Я научился не реагировать, точнее, относиться к этому спокойно. От того, что меня называют рокером или бардом, мое творчество не становится хуже или лучше. Но вот какая штука: барды меня за своего не считают, рокеры тоже не признают, и джазисты держат на стороне. То есть я как-то всегда вне жанровых групп, сам по себе. И сам себя я, между прочим, тоже ни к каким течениям и стилям не отношу. Главный критерий моей музыки – честность и искренность.

– Чем увлекаетесь, помимо музыки?
– Много чем. Меня интересует все – и кино, и театр. Но главное, конечно, музыка, авторство.

– Публика нашего города отличается от московской?
– Да. Первое, что приходит на ум, – москвичи избалованные. Я сам живу в Москве и хожу далеко не на все концерты. В Казани люди намного честнее, искреннее, воспринимают все по-другому. И это очень приятный факт.

– А не смущает, что молодежь сегодня предпочитает другую музыку и концерты проходят в полупустых залах?
– Конечно, хотелось бы, чтобы люди продолжали ходить на концерты, приобщались к искусству, но полупустые залы меня нисколько не смущают. Главное, чтобы те, кто пришел, остались довольны. И потом, я никогда не претендовал на тысячные аншлаги.

Алина Печерская www.moltat.ru


***

Интервью с сайта "Осколки – Живая Музыка"

10 апреля 2010 г. в клубном кинотеатре "Кинематограф" (г. Зеленоград) выступил автор-исполнитель собственных песен, экс-солист группы «Пси», лидер команды «ПаФаС» («Павел Фахртдинов Сотоварищи»), лауреат различных фестивалей и просто замечательный и интересный человек Павел Фахртдинов.

После концерта мы поговорили с Пашей о его творческом пути, поэзии и музыкальных проектах.


- Ты член клуба самодеятельной песни КСП «Ключ» с 1989 года. Тебе тогда 7 лет было. Ты с 7 лет играешь?

- Нет, дело в том, что когда я родился, КСП «Ключ» в городе Электростали уже существовал, и мой отец был его членом. И я с ним. Мой отец прекрасный бард, автор-исполнитель Марат Фахртдинов. И в КСП «Ключ» он меня водил. А то, что я сейчас член клуба, это довольно громко сказано, потому, что сейчас есть просто 20 человек друзей, которые когда-то назывались КСП «Ключ». Мы собирались когда-то давно, сейчас уже не собираемся. Я сейчас в Москве живу, у меня довольно много концертов и я редко в Электростали бываю.

- У тебя была группа «Пси». Ты говорил, что она в «творческом отпуске», сейчас нет уже этой группы?

- В общем, она из отпуска не вышла. Тогда это была группа из 6 человек, мы пытались с ней со звуком экспериментировать: скрипка, флейта, виолончель, гитара, ритм гитара и перкуссия. Перкуссия – Димка Кирсанов из группы НедРа, гитарист – Костя Швецов, который сейчас гитарист у коллектива Петра Налича..

- Группа «Пси» была у тебя первой группой?

- Нет, она была первой моей группой, где игрались мои песни. А так я еще был в электростальской группе «Сквозняк», ее сейчас уже нет. Я играл на бас гитаре. Играли что-то мое, что то чужое. Свои песни пел я. По факту было 2 лидера. Но это было очень давно.

- У вас с Александром Щербиной серия совместных концертов «Квартирник без квартиры». Что это за проект?

- Когда-то этот проект задумывался на троих. Костя Арбенин из группы Зимовье Зверей, Саша Щербина и я. Мы отыграли один или два концерта, а потом это все как-то рассосалось. Просто Костя живет в Питере, у Саши и у меня своих концертов много. Сейчас мы с Сашей снова объединились, так же как и с Костей. Не втроем, а отдельно – с Костей Арбениным у нас есть проект «АрФа»: Арбенин - Фахртдинов, а с Щебиной «Квартирник без квартиры». Это поэтическое выступление построенное вокруг моих и Сашиных стихов. Уже не концерт, но еще не спектакль. С Костей Арбениным вместе играем. Я помогаю ему петь его песни, а он мне помогает петь мои, и это все объединено одной общей идеей.

- Давно уже существуют такие проекты?

- Они как-то постоянно возникают и перестают быть. Они постоянно в каком-то плавучем состоянии.

- У тебя частые гастроли: Москва, Питер, Тула, Уфа, Казань – и это только ближайший месяц. Удается побыть дома с семьей. Отдохнуть?

- Концертов, на самом деле, больше, чем написано на сайте. Просто довольно часто мы не пишем. Я ленивый, поэтому..

- Ты сам делаешь свой сайт?

- Нет, мне помогает мой друг, Дима Гороховский из Питера. Если бы он получал от меня информацию, он бы конечно выкладывал все. Я просто раздолбай, я ему часто забываю присылать информацию.
Я выступал в Америке – 22 концерта за месяц. Приехал, конечно, чуть не сдох. А приезжал буквально на неделю и понял, что уже, не то что скучно, а все, я просто по-другому не могу.


- В одном интервью ты говорил, что тебе нужно 5 минут до и 20 минут поле концерта личного времени. Всегда удается? До концерта понятно, а после концерта, ты в это время как-бы оцениваешь произошедшее?

- Нет, к сожалению не всегда удается. Я не оцениваю. Просто очень сильная усталость и не очень хочется, что бы тебя кто-то видел в таком состоянии.

- Ты на концерте цитируешь очень много своих стихов. Они тебе запоминаются сразу, как ты их написал, или иногда шпаргалки делаешь?

- Я почти всегда сразу запоминаю. Буквально на второй, третий, четвертый раз.

- На bards.ru написано, что у тебя вышла книга «Высшая арифметика», это правда?

- Это не так. На bards.ru информация не всегда верная. Книги не вышло, вышла моя аудио книжка на CD, которая называется «ПовтВорение», там я сам читаю собственные стихи.

- У тебя очень много стихов, ты книгу издать не планировал?

- Я каждый раз планирую, потом что-то каждый раз срывается: то желание пропадает, то пропадает возможность, то внутри меня что-то говорит «нет, дружище, потерпи – не надо». Я думаю, рано или поздно будет, но на данный момент конкретной книжки нет.

- Но материала хватает?

- Материала то хватает, но я всегда сомневаюсь в качестве этого материала. Я считаю это нормальным. Я прекрасно понимаю, что я не являюсь поэтом. Я пишу «стишки», а это не всегда поэзия. Я песни пишу и стишки.

- Ты часто выступаешь на разных фестивалях, кого бы ты мог порекомендовать послушать из коллег?

- Я назову тех людей с кем у нас общий круг, как-то так получилось. Ольга Чикина, Григорий Данской, Ксения Полтаева, Екатерина Болдырева, Александр Щербина, Константин Арбенин, Олег Медведев. Это те люди, которые мне всегда нравятся и всегда хочется их слушать.

- У тебя, кстати, день рождения через месяц. Если бы ты на свой день рождения планировал какой-то большой концерт, ты бы их всех позвал?

- Да, обязательно. Я бы позвал еще артистов исходя из звука. Если будет возможность позвать группы, я бы позвал еще группу Дефекты Речи, группу НедРа обязательно позову – своего кореша Леху Вдовина, группу Возвращение, и группу Небослов. В общем, друзей много.

- Это уже будет Фестиваль..

- Это будет фестиваль – ОпенЭйр. Я хочу это сделать, я очень серьезно планировал и этим занимаюсь, но боюсь, что в этом году уже не успею. Большой двухдневный ОпенЭйр фестиваль, со своими хэд лайнерами. В Подмосковье, но не в Электростали.

- У тебя последний альбом вышел в 2008 году. Сейчас что-то еще планируется?

- Сейчас идет активная подготовительная работа к записи. Уже материал готов, все отрепетировано. Остались только организационные моменты: студию подобрать, звукорежиссера..

- На концерте я не слышал, что ты диски свои предлагаешь. Они только для интернета пишутся?

- Нет, диски я продаю всегда, просто так получилось, что дома диски закончились, поэтому сегодня конкретно мне нечего было привезти. А так диски продаются на всех концертах всегда.

- А с фестивалями у тебя как отношения, что-то планируешь этим летом посетить?

- Да, много всего. Хотел на «Пустые Холмы» поехать, но я уезжаю на гастроли в Европу, как раз в эти дни, и поэтому даже заявку не буду подавать. А так, на «Купала на Рожайке» хочу поехать. Я всегда за!

Автор: Алексей Абакумов, z-alive.ru


***

Интервью для сайта www.kvartirniki.spb.ru, 2006 г.


"Квартирник - это хорошо!"



     Один мой друг "квартирники" называет "кухонниками". Сперва это название резало слух, но потом я согласился с такой формулировкой. Произнося слово "кухонник" сразу представляешь приятелей, сидящих вкруг стола, которые, сладко попыхивая сигареткой и попивая чего-нибудь эдакое, слушают песни и стихи и довольно жмурятся. А можно и не песни, а стихи. А можно просто – мыслишки всякие. Хорошо!


     Так вот, квартирник - это самое приближающееся к данному описанию событие. Именно, событие! Потому, что этого "хорошо!" чаще всего и не хватает. Добрые, понимающие (стремящиеся понять) люди, живые глаза, живое восприятие... Что еще надо? Для выступающего - это проверка. Но, если проверка прошла успешно, то это просто праздник для всех!


***

Интервью с сайта mikras.narod.ru, 2004г.

Павел Фахртдинов – Несущий Свет

Разговор в перерыве

- Паш, я понимаю, что мы-то с тобой давно уже знакомы, да и в Интернете тебя тоже достаточно много… Но, давай несколько слов о себе. Банальный вопрос.

- Я близнец по знаку Зодиака, мне 22 года, когда писать начал – не помню, ну лет в 15 были потуги…

- Когда мы с тобой знакомы – с 96-го? Ну, вот тогда ты и начал писать.

- Да, мы познакомились на фестивале в Сергиевом Посаде.

- Я думаю, что мы уже дружим. Что тебя на фестиваль-то привело? Ведь это же отправная точка?

- Это так давно было… Я помню, что выиграл какой-то фестиваль, после которого мне сказали, мол, может быть ты, дружище, поедешь вот на такой фестиваль, в Сергиев Посад. Поехал, и вот с тех пор покатилось, понеслось. Там я был лауреатом, потом  Тверского фестиваля, оригинального, потом на Петербургском Аккорде, потом на Грушинском…

- Когда ты понял, что ты не просто что-то пишешь, а пишешь достаточно качественно, что уже имеешь право выходить на сцену?

- Все это не так, я ничего этого не понял. До сих пор. Но вот ты меня позвал, сказал – пой свои песни, и вот я пою и читаю свои стихи. Кому-то когда-то я спел, кто-то точно так же записал на диктофон, и вдруг мои песни разошлись, разошлись, разошлись, я даже сам не знаю как, и людям это нравится. А насчет качественно писать стихи, не знаю,  – качественно писал Бродский, гениально совершенно.

- Ты один из немногих молодых людей, которые подают надежды… Я не знаю, как назвать твой жанр, это не авторская песня…

- Нет, авторская песня – это та, которую написал автор :) … Это полубардовская песня, полунебардовская, это и не рок…

- Авторская песня, то есть поэзия под музыку сейчас уходит в некоторые другие границы, ближе может быть к року, и молодые начинают играть вот так…, у тебя будет будущее…

- Ну, будет будущее, и слава Богу, а зачем его бояться, будущего? Я сам иду к нему.

- На этом пути, гладком или тернистом, существуют определенные нормы поведения, которые надо преодолеть, всяческого рода соблазны. Как ты эти соблазны преодолеваешь?

- Да никак. Что с этим бороться? Пока молодые, можно и выпить водовки, и покурить сигарет… По-моему в любом мире, будь то бардовская песня, будь то деловой мир, самое главное – оставаться самим собой.

- (А. Страузов) Павел, а с какими песнями ты стал лауреатом на Груше?

- Одна, с которой я сегодня начинал – «В Петербурге снег и непогода», и вторая – колыбельная, я ее спою еще.

- Очень здорово. Но вот тебя еще плохо знают на Дальнем Востоке…

- Я не думал над вопросом – давит ли меня Москва, я там живу. Но если представится возможность поехать на Дальний Восток, если меня кто-нибудь пригласит, я с удовольствием поеду туда. Это вообще не вопрос.

- (Юлия) Паш, а кроме того, что ты ездишь на концерты, чем еще занимаешься?

- Я заканчиваю два института. Зачем – я не знаю. Одна специальность – юрист, авторское право, другая – психоанализ.

- (Реплики) Необычное сочетание. Вообще, стихи – неплохой предмет для психоанализа… да и для авторского права – тоже…

- Вообще, человек – неплохой предмет для психоанализа.

- Я очень часто слышу в твоих словах, при разговоре: дай Бог, дай Бог… Ты верующий человек?

- Да.

- И еще такой вопрос. У тебя очень талантливый папа – Марат Фахртдинов. Влияние какое-нибудь оказал?

- Он не пишет стихов, он очень хороший, классный исполнитель. И вообще у меня, как у любого человека, три стадии становления личности – это гены, родители и общество. Конечно же, он повлиял.

- (Юлия) А вот эта фамилия, такая сложная… в переводе с какого?

- Татары мы. С арабского моя фамилия переводится странно – фахртдин - несущий свет. Несущий свет на латыни - звучит Люцифер. Так что…

- А откуда столько боли и одиночества в стихах, ты же достаточно неодинокий человек.

- Каждый человек одинокий хотя бы потому, что он один такой. Мне, как и любому человеку, бывает и больно и замечательно, и плохо и хорошо.

- Тебя не смущает недобор публики в зале?

- Нет. Если вы пришли и это понравилось, то славно, замечательно. Я и не претендую на двухтысячные аншлаги.

- На концерте приходится слишком много энергии тратить, как ты ее восполняешь? Ты так выкладываешься… Цитируя Геннадия Жукова, водка – это жесткая энергия…

- Конечно, не всегда водкой. Я ее не настолько люблю, чтобы ею кормиться и питаться. У меня есть черта – мне за пять минут до концерта надо побыть одному, и минут двадцать после концерта.

- (Реплики) Спасибо. Хорошо, что мы не после концерта стали приставать с вопросами.

 

Беседовал Илья Оленев. Подготовил Mik.


 

На главную

(с) Дмитрий Гороховский, 2005-2010 г.